Патент на игру

Патентование игр

     Патент на игру оформляется для защиты нового и уникального технического решения в области развлечения, отдыха, и возможно какого-то сопутствующего обучения.
     Любая игра может быть запатентована, но для дальнейшего рассмотрения будут использоваться только игры, имеющие прямое отношение к компьютерной технике.
     Существуют игры имеющие двойной функционал (игра + обучение, игра + тестирование, игра + лечение), которые могут патентоваться не только по классу игр, но и по соответствующим смежным классам (авиасимулятор-тренажёр, автогонки-тренажёр, шутер-тренажёр, и т.д.).
     Существуют игры, требующие специфического игрового оборудования (экраны, рули, педали, джойстики, бесконтактные контролёры и т.д.).
     Такие игры должны патентоваться как аппаратно-программные комплексы.
     Существуют технические решения, сопутствующие играм (генераторы кроссвордов, карточных сдач, игровых позиций, игровых миров, и т.д.).
     Они должны патентоваться с упоминанием их игрового применения, но как самостоятельные технические решения из соответствующих областей техники.
     Важно разделять патентование непосредственно самой игры как набора и способа физических или логических действий, совершаемых участниками игры по неким правилам в некоем игровом пространстве (правила игры), и патентование практической реализации этой игры (варианты реализации).
     Правила игры патентуются сами по себе, без относительно реализации (бейсбол, карточный пасьянс, сапёр, морской бой, угадывание слов, и т.д.).
     Варианты реализации игры патентуются как технические решения, при необходимости (например при сложностях с новизной) - со ссылкой на применение в комплексе с конкретными правилами игры (правила традиционного бейсбола + контролёр Windows Kinect = новая игра; правила традиционной рыбной ловли + контролёр Wii Remote = новая игра; и т.д.).

Как выглядит патент на игру

     В силу того, что игры как правило, реализуются на базе сторонних движков, в подавляющем большинстве случаев патентная защита конкретной игры возможна только в отношении её игрового функционала.
     То есть не того, как игра технически реализована, а того, что в самой этой игре непосредственно происходит.

     Пример:
     Если защищаемым продуктом является компьютерная игра, в которой надо поворачивать падающие фигуры для полного заполнения ими игрового поля ("Тетрис"), то объектом защиты должен являться её конечный функционал, то есть сама игра.
     Для этого необходимо последовательно открыть:
  • "Международную Патентную Классификацию"
  • Раздел A "Удовлетворение потребностей человека"
  • Подраздел 63 "Спорт; игры"
  • Класс F "Карточные игры, игры на досках"
  • Сектор 3/06 "Лото или бинго"
     И в классе A63F 3/06 найти аналоги и прототипы придуманной игре, так как была придумана не программа, а именно игра (лото на основе геометрических фигур).
     После этого пример описания придуманной игры - можно будет посмотреть в уже опубликованных патентах.

Патентование дизайна игры

     Под дизайном игры понимается её внешний вид со стороны пользователя, то есть её пользовательский интерфейс.      Если этот интерфейс содержит какое то новое и уникальное техническое решение в области взаимодействия игрока/пользователя/оператора с игрой-программой то оформляется обычный патент (Utility patent) на новое техническое решение.
     Если техническая новизна в интерфейсе отсутствует, но присутствуют какие-либо новые художественные решения, которые необходимо защитить, то оформляется патент на внешний вид (промышленный образец, полезная модель, Design patent).

Патентование физического управления игрой

     Иногда новизна решения заключается не только в существе игрового процесса, но и в формате физического взаимодействия игрока с устройством игру реализующего, например, через тактильный экран, датчики ускорения, ориентации, фотокамеру и т.д.

     В таких случаях необходимо патентование единого комплекса в составе игры и устройства, но с обязательным вынесением игры в отдельный независимый, и независимо патентуемый объект.
     Независимость необходима по причине того, что необходимый для реализации игры контролирующий функционал может быть реализован и сторонними устройствами, находящимися вне гаджета.

Патентование игровых персонажей

     Явное патентование игровых персонажей возможно в отношении способов 3D-анимации их движений, визуализации деформации их фигур, одежды, волос, мимики и т.д.
     В остальных случаях возможна защита дизайнерских и художественных решений в области графического исполнения виртуальных действующих лиц игры.
     Исключительные права на использование образов игровых героев могут быть легко защищены, но не патентными процедурами, а методами защиты авторских прав.
     Такая защита по сравнению с защитой патентной имеет как минусы в виде нечёткого описания и возможностей относительно лёгкой модификации персонажей, так и плюсы в виде существенно менее жёстких требований и упрощённых процедур.
     Такими же авторскими правами можно защитить речь героев (как спектральные характеристики звука так и сам текст), их инструменты и т.д.
     Объёмы и глубина защиты определяется экономической целесообразностью.
     Если ярких и оригинальных решений и находок нет, защищать видимо не стоит, да собственно и нечего.
     Если же речь идёт о таких брендах как например Лара Крофт или водопроводчик Марио, вопрос об их защите очевиден.

Сложности патентования игр

     При патентовании игр главной является задача определения степени новизны игры, то есть поиск наиболее близких известных аналогов и детальная пошаговая конкретизация отличий новой игры от всех известных аналогов.
     Патентование возможно только при наличии явных и существенных отличий, что встречается, не так часто.
     В качестве объектов противопоставления по новизне могут быть противопоставлены абсолютно любые известные (Prior art) игры, накопившиеся за всю предыдущую историю данного жанра, начиная с игр древнего мира ставших известными из раскопок археологов.
     Но при наличии таких отличий защита предоставляется самой игре, безотносительно способам ей реализации (на ПК, игровых автоматах, приставках и т.д.).


     Стоимость работ по получению патента на игру зависит от объёма и сложности описания и выбранных форм защиты, и может составлять от $500 для получения международного патентного приоритета на ограниченный (1 стр.) функционал, и до величин, ограниченных только общей экономической целесообразностью.
     Более подробно с тарификацией различных работ можно в разделе "Сроки & Цены".
     Заказать услуги по патентованию можно в разделе "Сделать заказ/Патентование".



© SoftPatent